Удар должен быть точным: онколог объяснил важность диагностики
В прошлой статье мы рассказали о возникновении и развитии рака и о том, почему его так сложно обнаружить на ранних стадиях. В этом материале врач-онколог, заместитель главного врача по онкологии-радиологии Клиники высоких технологий «Белоостров», доктор медицинских наук Павел Румянцев объяснил, что делать, чтобы вовремя обнаружить болезнь, и почему точная диагностика является первостепенным инструментом в борьбе с раком.
Содержание
- 1. Чтобы болезнь обошла стороной
- 2. Методы лечения остаются те же, меняются технологии
- 3. Реабилитация начинается с диагностики
Чтобы болезнь обошла стороной
Профилактика, ранняя диагностика опухоли и (в редких случаях) превентивное лечение— это то, что может предотвратить развитие и, соответственно, неизлечимую стадию онкологического заболевания. Среди факторов риска — наследственность, экология, работа на опасном производстве, вредные привычки, болезни-провокаторы. К примеру, провокатором рака желудка нередко становится хеликобактерная инфекция, поражающая слизистые оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки. А в случае рака шейки матки провокатором является вирус папилломы человека (ВПЧ).
— Питание тоже может выступать фактором риска: полуфабрикаты, копченые и соленые продукты повышают шансы на возникновение раковых заболеваний, а экологически чистые овощи, фрукты, мясо, рыба, приготовленные дома блюда — наоборот снижают. К примеру, средиземноморская диета уменьшает вероятность заболеть раком молочной железы, — рассказывает Павел Румянцев.
Провоцирующие факторы должны быть под контролем: нужно следить за питанием и весом, заниматься спортом, не допускать перехода воспалительных заболеваний в хроническую форму и так далее. Профилактические меры способны снизить, но не исключить риск развития рака, который увеличивается с возрастом, поэтому важное значение приобретает своевременная диагностика.
Вот что поможет обнаружить рак на ранних стадиях:
- 1. Соберите информацию о кровных родственниках разных поколений: были ли в семье случаи онкозаболеваний, какие именно и в каком возрасте. Если кто-то болел раком, то это повод обратиться за советом к онкологу и медицинскому генетику, причем иногда это может быть специалист в одном лице. Пригодятся и подтверждающие медицинские документы — «что-то по женской линии» или «какая-то онкология» не дадут врачу целенаправленной онконастороженности.
- 2. Осматривайте кожные покровы и слизистую полости рта. Кровоточащие, зудящие, меняющие цвет, форму или размер образования (например, родинки), незаживающие язвы и прочие подозрительные образования нужно проверять, по возможности — у онкодерматолога и ЛОР-онколога.
- 3. Если у машины несколько владельцев, их согласие на регистрацию теперь принимается только в двух формах: нотариально заверенной или личной — при подаче самим составителем. Раньше достаточно было предоставить письменное согласие остальных собственников.
- 4. После 40 лет регулярно проходите онкочекап. Если в семейном анамнезе есть случаи рака, то начать обследования лучше в более раннем возрасте, минимум за 5 лет до самого «молодого» случая рака в семье. Индивидуальную программу чекапа составят онколог или врач-генетик.
Онкологи занимаются не только злокачественными опухолями. Под наблюдение врачей попадают и доброкачественные новообразования: такая опухоль может сдавливать другие органы, а главное — в любой момент стать злокачественной. К примеру, доброкачественные опухоли внутри черепа формально считаются «злокачественными» — не по природе, а по поведению, так как они могут сдавливать жизненно важные структуры центральной нервной системы.
Методы лечения остаются те же, меняются технологии
Характер рака определяет не только генетическая программа, но и происхождение, биологическая природа и локализация первичной опухоли. Например, эпителиальные (поверхностные) опухоли на ранней стадии лечатся просто: в борьбе с многими из них помогает противораковый иммунитет, который ослабевает с возрастом. А саркомы, которые возникают в соединительной или костной тканях, протекают чаще всего более агрессивно. Углубленное понимание биологического течения онкозаболевания лежит в основе наиболее эффективной и безопасной индивидуальной стратегии лечения.
— Удар по болезни — это удар и по организму пациента, поэтому он должен быть точным и продуманным. Большинство ошибок в лечении происходит из-за неверной диагностики, поэтому на нее нельзя жалеть ресурсов. Кроме того, нужно максимально «обезвредить» сопутствующие заболевания, поэтому с онкологическим пациентом на всех этапах должна слаженно работать команда врачей нескольких специальностей, — считает Павел Румянцев.
Основные методы лечения остаются хирургическими. Современные технологии визуализации и навигации делают операции менее травматичными и более предсказуемыми в плане последствий. К примеру, навигационные методы позволяют хирургу отличать здоровые ткани от тех, что поражены раком, находить нервы и не повреждать их.
— Для разных по происхождению, локализации и стадии злокачественных образований существуют доказательно обоснованные методы системной лекарственной противоопухолевой терапии и их комбинации, например, с лучевой терапией, — продолжает врач.
Чаще всего используют дистанционную лучевую терапию, которая облучает очаги опухоли через кожу и требует предельно точного прицеливания и планирования с использованием КТ и МРТ. Брахитерапия под контролем УЗИ или КТ позволяет прицельно внедрять в опухоль излучающий источник, который убивает раковые клетки вокруг. С развитием ядерной медицины, а именно гибридных технологий молекулярной визуализации (ОФЭКТ/КТ, ПЭТ/КТ, ПЭТ/МРТ), диагностика опухолей становится еще более точной и эффективной.
Наиболее перспективным направлением развития ядерной медицины является тераностика. Этот подход позволяет по «подсвеченным» на ОФЭКТ/КТ или ПЭТ/КТ очагам опухоли проводить радионуклидную терапию: она действует изнутри организма, но при этом селективно и системно в самостоятельном варианте или в дополнение к остальным методам противоопухолевой терапии.
Оптимальные методы лечения или их комбинацию для каждого пациента индивидуально подбирают на онкоконсилиумах, в которых участвуют как минимум хирург-онколог, радиотерапевт и химиотерапевт.
Реабилитация начинается с диагностики
В каждом случае борьба с раком направлена на то, чтобы пациент после лечения вернулся к прежней жизни — в семью, на работу, к хобби и так далее. Реабилитацией нельзя пренебрегать: по словам врача, большая часть пациентов после операции страдает и даже умирает не от рака, а от истощения, осложнений лечения и сопутствующих болезней.
— Реабилитация должна начинаться еще во время диагностики. Реабилитолога мы вводим в команду заранее, чтобы знать прогнозируемый ущерб здоровью пациента и его ресурсы для восстановления, — рассказывает Павел Румянцев.
Например, пациент, которому назначили удаление коленного сустава, заранее разрабатывает мышцы, чтобы после операции быстрее восстановить двигательную функцию. Если планируемый к назначению таргетный противоопухолевый препарат побочно вызывает сердечно-сосудистые осложнения, то нужно подготовить сердце и сосуды к такому лечению. А в сложных случаях (например, при удалении желудка) возвращение пациента к полноценной жизни — это большое искусство, поэтому особенно важно задуматься о восстановлении «на берегу».
Реабилитация зависит не только от возможностей врачей и медицинского центра. Будет ли пациент вместе с медицинской командой бороться за жизнь и стремиться к выздоровлению, зависит от него самого.
— Рак — это переломный момент, который делит жизнь на «до» и «после». Большинство пациентов выпадают на это время из жизни. Вернуться на прежний уровень или даже выйти на новый — это выбор пациента. Ни один врач не сможет заставить человека бороться, а вот на создание условий для выздоровления работает команда специалистов и передовые технологии, — говорит Павел Румянцев.
Получить качественную помощь в случае постановки опасного диагноза можно с полисом «Онкопомощь». Подробнее о том, как работает страховка и что входит в покрытие, читайте по ссылке.
Виталия Мартовицкая
Вам может быть интересно
Риск никогда не равен нулю: зачем оформлять страховку от серьезных болезней
Когнитивный дефицит начинается в 35 лет: как информация и органы чувств помогают отсрочить деменцию
Врач объяснил, в чем коварство рака и как развивается болезнь