Страховщики хотят «законсервировать» свои инвестиции
Пока профессиональные участники фондового рынка призывают чуть ли не силком затаскивать на него институциональных инвесторов, относящиеся к таковым страховщики просят Минфин дать им возможность отсиживаться в кэше и депозитах госбанков.
«В реальном выражении, то есть с учетом инфляции, в 2009 году рынок упадет на 5-20%, в зависимости от воздействия различных факторов», - спрогнозировал гендиректор «АльфаСтрахования» Владимир Скворцов, выступая на форуме «Будущее страхового рынка». Но если падение выручки, как отмечает его коллега - предправления группы «СОГАЗ» Вадим Янов, - это вопрос стратегии каждой конкретной компании, то обеспечение сохранности собственных средств страховщиков и их резервов - проблема уже общая, требующая государственного вмешательства. И участники рынка все чаще обращаются к регуляторам. По мнению главы «СОГАЗа», сегодня хорошим решением стало бы мультивалютное размещение средств на депозитах в трех ведущих госбанках. Но, увы, по действующим правилам, банковскими депозитами разрешается покрывать лишь 50% резервов (60% собственных средств, служащих для расчета маржи платежеспособности) при лимите на один банк - 20%. Хотя если брать «чисто инвестиционный» портфель, без учета, например, доли перестраховщиков в резервах, пропорции окажутся иными. Одновременно Вадим Янов предлагает разрешить страховщикам оперировать на рынке прямых инвестиций. «Вкладывать надо не в то, что обесценивается, а в то, что развивается», - подчеркивает он, имея в виду вложения в производственный сектор.
«Хочется попросить надзор больше уделять внимания функции развития страхового рынка. Правила не меняются и работа в условиях кризиса только усложняется», - резюмировал Вадим Янов. В свою очередь, глава «Ингосстраха» Александр Григорьев отметил отсутствие четкой стратегической позиции государства и понимания того, чего оно хочет от страхования.
Но отдают ли себе отчет в собственных желаниях сами страховщики? Раньше стратегия многих операторов была проста – «нарастить портфель и продаться». Причем продаться непременно западному инвестору. Во-первых, сложный и низкомаржинальный бизнес, коим является классическое страхование, в принципе не интересен большинству отечественных предпринимателей, привыкших мерить рентабельность проектов сотнями процентов. Во-вторых, вдохновляли суммы, которые готовы были платить иностранцы за российские страховые активы. Например, «Росно» и «Ресо-гарантию» Allianz и AXA соответственно в свое время оценили в 2-2,5 годовых премии, тогда как мультипликатор по развивающимся рынкам составлял немногим более единицы. Очевидно, что западных покупателей в первую очередь интересовали размеры портфеля, причем в основном его розничной составляющей. Продавцы ее наращивали, зачастую получая убытки от основной деятельности, но они компенсировались за счет инвестирования на растущих рынках. Теперь растущих рынков нет.
А тут еще один неприятный фактор - рост среднего размера выплат в кризисный период. Владимир Скворцов объясняет его желанием клиентов биться за каждую копейку. Вызывает опасения у участников рынка и страхование ответственности по госконтарктам - компании принимают на себя неадекватные многомиллиардные риски, нигде их не перестраховывая. Столь желанное когда-то ОСАГО скоро также начнет выкашивать своих провайдеров. Развивающийся кризис грозит вмиг разорить очень многих операторов. «Ф.» уже приводил прогнозы о масштабах предстоящей консолидации рынка - по разным оценкам через три-четыре года на нем останется 200-400 игроков. Беда в том, что процесс этот будет болезненным не только для страховщиков, но даже больше для их клиентов. Проблемные компании их более успешным коллегам сейчас не нужны и задаром. В тоже время остаются нерешенными вопросы с передачей страхового портфеля от одного оператора к другому, а механизмы санации и банкротства страховщиков очень далеки от совершенства. Вывешивание списков разыскиваемых гендиректоров и главных бухгалтеров, чем занимается ныне Росстрахнадзор, похоже на какой-то фарс.
Марина КАДЫКОВА